Многие понятия психологии, которые употребляют психологи, могут быть непонятными. Давайте остановимся сейчас на понимании такого явления как архетипы.

Психотерапевты и психологи часто интегрируют в свою практику техники и знания из разных подходов, да и сами подходы являются синтезом разных направлений. В работе с темой отношений мне часто доводится прибегать к психоаналитическим концепциям для анализа Ваших ситуаций.

Я хочу предложить Вам маленький кусочек одной из самых «вкусных» теорий — концепции Карла Гюстава Юнга и его архетипов. Это важная часть нашей личности, опираясь на которую мы выбираем себе круг общения и даже партнеров по жизни. Возможно, эта статья поможет Вам что-то понять о своих отношениях и о себе. А если Вы хотите проработать их глубже — милости прошу на консультацию.

Как театр начинается с вешалки, так и теория личности со структуры этой самой личности. Психоаналитические теории ценны прежде всего потому, что они первыми стали рассматривать человека как взаимосвязь сознательного и бессознательного. Эта заслуга принадлежит Зигмунду Фройду. Его ученик, а вскоре и основатель отдельной школы психотерапии — Карл Гюстав Юнг — совершил открытие, которое расширило взгляд на психику. Но обо всем по порядку.

Структура личности у Юнга

структура личности по Юнгу

Давайте посмотрим на изображение справа, так Юнг видел нашу психическую структуру. Непросто понять, правда же? 🙂 Не бойтесь, сейчас мы во всем разберемся и все поймем. 

Ядро, которое находится в самом центре называется «Я».  по сути «Я» это и есть сознание. Тут находятся все осознаваемые нами чувства, мысли и воспоминания. 

Дальше мы видим примыкающую к «Я» структуру под названием Персона. В Персоне находятся недостаточно важные переживания, чтобы оставить отпечаток в нашем сознании (в «Я»). По разным причинам они были вытеснены, забыты или попросту проигнорированы. Однако, все эти вытесненные переживания могут быть извлечены. Между «Я» и Персоной существует постоянная взаимосвязь. Персона также определяет то, что принято называть социальным образом или имиджем.

Тень — это третий слой «пирога». С нее начинается бессознательная часть личности. Сюда входят те переживания и опыт, которые были вытеснены. Но если в Персоне вытеснение связано с незначимостью переживания, то в Тени оно вытеснено потому, что противоречит нашим глубоким установкам и идеалам. В Тень попадает все, что противоречит Персоне и непереносимо для «Я». Помимо всего, Тень — это личностное бессознательное, в котором содержатся т. н. комплексы.

Комплексы — это эмоционально заряженные переживания, которые могут влиять на наше поведение и, само собой, не осознаются.За Тенью следуют Анима и Анимус. Эти две структуры заслуживают особого внимания.  Анима и Анимус — это коллективное бессознательное, это те самые архетипы. Знанием о них мы обязаны именно Карлу Юнгу. В эту структуру входят идеальные представления о мужчинах и женщинах. Мы унаследовали их от наших предков через фольклор. В частности, сказки, сказания, мифологию и рассказы родных. 

Так в представлении Юнга выглядит наша целостная психика. Все части связаны между собой и при поэтапной, очень аккуратной работе психотерапевта, можно шаг за шагом отработать каждую из подструктур. Именно это качественно меняет жизнь клиентов, находящихся в терапии.

А теперь об Архетипах

В работе с отношениями очень важно понимать, откуда идет потребность, чувство, мысли или поведение в отношениях. Выбор партнера очень часто бывает связан именно с Архетипами и изучение архетипов позволяет определить истинные потребности в отношениях, психологические голоды и идеалы. А работая с ними можно сильно поменять сценарий отношений.

На мой взгляд, самое простое и понятное объяснения сути архетипов это следующее:

Архетип — класс психических содержаний, события которого не имеют своего источника в отдельном индивиде. Иными словами, это совокупность образов и идеалов, которые не имеют реального отдельного прототипа в виде человека, нам знакомого.

На сегодняшний день архетипом мы называем те подсознательные образы, которые являются:

  • устойчивыми;
  • встречаются у всех народов и во всех временных периодах;
  • всегда удален и обладает набором как положительных, так и отрицательных характеристик;
  • находит отражение в мифах и сказках;
  • влияет на эмоциональное состояние человека;
  • всегда вызывает реакцию у индивида.

В своих работах Юнг прибегает к анализу мифов народов мира. Описывать его наблюдения — занятие долгое, лучше почитать его работы. Они интересны и понятны. 

Женские архетипы

В продолжение теории Юнга, Шинода Болен стала изучать отдельно архетипы женщин в мифологии. Она выделила 11 архетипов:

  • Артемида — образ женщины, которая способна добиваться своих целей. Она сильная, целеустремленная, не терпящая ограничений.
  • Афина — это мудрая и сильная женщина, которая не поддается на эмоции и способна оставаться собранной в любой ситуации, анализировать и принимать решения.
  • Геста — это воплощение самодостаточности, уверенности  целостности. Образ женщины, прекрасной самим фактом своего существования.
  • Юнона — женщина, смыслом жизни которой являются отношения с мужчиной, но в них она эмоционально нестабильна и ревнива.
  • Деметра — это образ заботливой и теплой женщины, в сердце которой есть место каждому.
  • Персефона — это женщина, которая зависит от мнения окружающих, она удобна всем, кроме себя и поддается любому влиянию.
  • Афродита — чувственный и нежный образ женщины, творческой и глубокой. Этот архетип воплощает в себе суть женского начала.
  • Геба — образ женщины, которая не принимает свой возраст и тщательно избегает малейших признаков зрелости.
  • Тюфе ( она же Фортуна) — этот архетип несет в себе противоречивую натуру, которая стремится все держать под своим контролем, но при этом не прогнозируя и не предусматривая последствия.
  • Немизида — это архетип женщин, для которых принципиальной явлется совесть и честность. Женщинвы с таким архетипам неспособны прощать несправедлаивость.
  • Геката — очень глубокий архетип, который проявляется в потребности мистифицировать все, что происходит в жизни. «Носители» такого архетипа часто уходят в оккультные практики.

Часто мы можем наблюдать сочетание двух-трех архетипов в одной женщине. Иногда они могут «соперничать» за доминирование в сфере бессознательного. Примером такой внутренней конкуренции является потребность иметь счастливую и крепкую семью, наряду со рвением преуспевать в карьере.

В работе с темой женственности, самореализации и отношений часто является очень уместным поиск доминирующего архетипа и вычленение из него базовых потребностей в отношениях.

Мужские архетипы

Носителями архетипов являются все, кто находится в обществе. На основании архетипов возникает интерес и вырабатывается предпочтительный типаж партнера. Именно поэтому при работе с отношениями анализ архетипов может быть очень полезен.
В данной статье рассматриваются не все системы архетипов. Мы остановились на самых понятных и знакомых всем — божественные персонажи. Шинода Более, которую я упомянула выше, очень понятно пояснила и смысл мужских архетипических образов:
Мужские архетипы несут в себе нагрузку двух ролей — отцовской и сыновьей. 

Отцовские архетипы это:

  • Зевс — отец богов, великий Зевс, является архетипом людей сильных и уверенных в своих успехах на любом поприще — от бизнеса до любовных похождений.
  • Гадес — это архетип мужчин, верящих в свою интуицию и часто уходящих в себя. Они обычно тихи и загадочны, слегка отстраненные и довольно эрудированные.
  • Посейдон — носители этого архетипа склонны к ярким и красивым эмоциям, которые часто подавляются общественным мнением. Иногда «посейдоны» бывают вспыльчивыми.

Далее идут архетипы сыновей:

  • Аполлон — архетип зрелого, сознательного и рационального мужчины. Он несет в себе здравый смысл и всеподавляющую логику.
  • Гермес — носитель этого архетипа очень легок на подъем, он с легкостью включается в идеи и предложения.
  • Гефест — архетип трудолюбивого, сильного человека, принявшего решение быть хорошим специалистом в том, что он делает. Однако при этом он остается очень уязвимой и глубокой личностью.
  • Арес — это «реагирующий» архетип. Это значит, что он склонен поддаваться импульсам и эмоциям, не всегда учитывая последствия.
  • Дионис — архетип, который четко вписывается в высказывание «мужчины как дети». Неконкурентный, неконфликтный увлекающийся тип, который способен с головой уходить в ту деятельность, которая приносит наибольшее удовольствие.

Обычно мужчины являются явными носителями одного архетипа, а остальные периодически «фонят». В выборе партнерш, и даже просто подруг, мужчины опираются на доминирующую потребность своего архетипа.

Leave a Comment

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.